"Первый полет человека в космос явился триумфом советской науки и техники, блестящей
    демонстрацией преимуществ нашей социалистической системы. Наш советский
    социалистический строй является замечательной и надежной стартовой площадкой, с которой
    уходят в небесные дали космические корабли.
    К полетам в космос нас готовили многие сотни специалистов самых различных профессий.
    Обширная программа, которую должен выполнить космонавт, включает в себя много
    разнообразных вопросов, и теоретических, и практических. Ведь космос только тогда можно
    считать освоенным, когда в нем будет жить и работать человек.
    Готовясь к старту, мы изучали основы ракетной и космической техники, конструкцию
    корабля, геофизику, астрономию, медицину. Особое внимание наши учителя уделяют
    физической подготовке космонавтов.
    Приход каждого нового дня отмечали утренней зарядкой. -анимались на открытом воздухе, в
    любую погоду, под наблюдением врачей. Гимнастику сменяли игры с мячом, прыжки в воду с
    трамплина уступали место велосипеду. А вскоре подошло время тренировок на центрифуге,
    испытаний в сурдокамере, термокамере, в роторе, полетов в самолете на невесомость, прыжков
    с парашютом.
    Трудной и упорной была подготовка человека к полету в космос. Нелегко далась она нам.
    Нелегко пришлось и нашим наставникам - ученым и медикам, биологам и инженерам. Это они
    разработали научно обоснованную систему тренировок космонавтов, это они бережно следили
    за нашими сердцами, легкими, мускулами и нервами, это их руками была создана уникальная
    аппаратура, позволяющая следить за состоянием космонавта в полете. Наконец, это они
    вселили в нас уверенность в успехе.
    ...Среда 12 апреля. Космодром Байконур, расположенный в широкой, как океан, степи.
    Навсегда останется в моей памяти и этот день и эта степь. И - самое большое, самое главное:
    сознание того, что мне, рядовому гражданину Советской страны, молодому коммунисту,
    доверена огромная честь - быть первым в космосе.
    Минуты прощания с -емлей. Сосредоточенные, одухотворенные лица Главного конструктора и
    Теоретика Космонавтики, ученых, инженеров, врачей. И ободряющий взгляд моего дублера -
    Германа Титова. Короткие слова прощанья, и вот уже лифт поднимает меня в кабину
    "Востока". Летит время. Наконец, долгожданная команда: "Подъем!"...
    Как же ведет себя человек в космическом полете? Как он переносит перегрузки от ускорений,
    как отражается состояние невесомости на его организме, как будут работать различные
    системы космического корабля? На эти и многие другие вопросы мне предстояло дать четкие
    ответы.
    Что можно рассказать о полете, который продолжался меньше двух часов? Полет проходил по
    орбите с перигеем 175 километров и апогеем 302 километра. Продолжался он сто восемь
    минут.
    Сразу же по выходе на орбиту наступила невесомость - состояние, необычное для жителей
    -емли. Сначала мне все казалось очень необычным, но вскоре я привык к этому состоянию,
    освоился и продолжил выполнение заданной программы. Невесомость - это явление для всех
    нас, жителей -емли, несколько странное. Но организм быстро приспосабливается к нему,
    испытывая исключительную легкость во всех членах.
    Двадцать восемь тысяч километров в час-вот скорость, с которой "Восток" проносился над
    океанами и материками нашей планеты. Между кораблем и -емлей была установлена связь,
    которая работала безотказно.
    Я передавал сообщения, слышал голоса моих товарищей. В кабине слышались радиопередачи с
    моей Родины. Я все время ощущал внимание и поддержку всей страны.
    В ходе всего полета я вел плодотворную работу по программе. Поддерживал радиосвязь с
    -емлей по нескольким каналам, как в телефонных, так и в телеграфных режимах, наблюдал за
    работой оборудования корабля, принимал пищу, воду.
    -емля с космической высоты виделась хорошо. Отчетливо были видны горные массивы,
    береговая линия, острова.
    Наступил момент спуска. Точно по графику сработал тормозной двигатель, снова возросли
    перегрузки.
    Были закрыты шторки на иллюминаторах, и корабль стремительно вошел в плотные слои
    атмосферы. Наконец, -емля. Взволнованные лица товарищей, снова голубое небо над головой и
    незабываемый душевный разговор с Никитой Сергеевичем Хрущевым.
    -адание Родины, партии выполнено...
    Прошли недели, месяцы. Новые трассы в космосе проложены космическими кораблями
    "Восток-2", "Восток-3" и "Восток-4", в которых совершили свои полеты Герман Степанович
    Титов, Андриян Григорьевич Николаев, Павел Романович Попович. 130 витков вокруг -емли
    сделали советские космонавты. Американцы-пока только 12. Счет 130 : 12. Счет
    внушительный в пользу страны, строящей коммунизм."
Читайте биографию Юрия Гагарина
ХРОНОС
Вячеслав Румянцев