Пермские литераторы и художники отмечали на днях 90-летие Чеслава Милоша, польского поэта, нобелевского лауреата по литературе. В отсутствие здравствующего юбиляра, находящегося где-то между Краковым и Беркли. В его адрес было произнесено много добрых слов и сочинены стихи, к примеру Ниной Горлановой:
 Юбилей Милоша   хороший повод собраться,
 Теплый денек   отличный повод собраться 
 Хорошее вино   тоже повод.
 Расцвела фиалка   великий довод 
 Выходит, вся жизнь   это повод
 Собраться и поговорить.
 Почему же мы так редко это делаем 
 Вечер был инициирован Наби Балаевым, преподавателем кафедры философии ПГТУ, привлекшим внимание к фигуре одного ╚из тех считанных мастеров, чьи произведения год за годом определяли состояние и уровень мировой литературы середины и второй половины╩ (Б.Дубин) XX века. 
 Q.: Что может заинтересовать философа   тем более в Перми - в Милоше-поэте?
 А.: Умение вносить в поэзию историческое дыхание, или чувство времени и места. Его стихи это не просто поэтические опыты, это шедевры маленьких завершенных фрагментов мира, независимо от того, пишет ли он о маленькой деревушке или о большой Европе. А его эссе   насущные ответы на проявления вечных проблем жизни.
 Как мыслитель он ведет внутренний диалог и полемику не только с известными интеллектуалами Европы, отстаивая классические ценности и незыблемость мира (например, с Симоной Вайль, восторгаясь ее религиозными прозрениями, перекликаясь с Блейком, Сведенборгом и Достоевским, споря с идеей всемирного мессианства), но и с современными возможными безымянными читателями. Это диалог с каждым Молчаньем, могущим разразиться как гром на провинциальном небе каждой ищущей души и приоткрываться светом существованья, светом мужественного сознанья 
 Q: Что отличает его, скажем, от Бродского? 
 А.: Сравните бред Бродского* с нобелевской лекцией Милоша (а ведь это академический экзамен), и вы увидите, как Милош четко определяет призвание поэта и характер времени (указав на духовные беды Европы), жажда ╚видеть и описывать╩ явленья жизни, в отличие от тех растлителей сознания,которые экспериментируют с багажом языка и являют на свет Божий ╚темную╩ поэзию ╚мертвых душ╩
 Что касается Бродского, то я бы лучше предпочел Решетова, нашего домашнего Пушкина
 (непонятно, куда бегут наши молодые начинающие поэты, не видя эту родную глыбу гармонии )
 А Милош современный классический поэт. Это обязывает, прежде всего, к ясности, сочетающей унаследованность традиции и модерн. Скажем, 
  ╚Песенка о конце света╩  - это опыт модернистского описания   люди могут не знать, что ╚другого конца света не будет╩ а значит и начала света может не быть Будет ли свет, зависит только от личной способности гореть синим пламенем, и извлекать из этого свет существованья
 Q.: в каком смысле модерн? Скажем, если судить по характеру докладов на конференции 
 ╚Периферийность в культуре XX века╩  (например, Ракова В.М.), модерн - время начала века и теперь время постмодерна 
 A.: Модерн можно рассматривать двояко: в горизонтальной перспективе, как определенный этап в истории культуры, и в вертикальной. Если мы говорим о модерне как о вертикальном сечении в культуре вообще, и в частности, в поэзии, то модерн означает сознание собственного существования, или, как говорил Мандельштам, ╚сознание собственной правоты╩, поскольку, как известно, высшее честолюбие художника   ╚существовать╩ и вносить плоды этого существования в покои культуры. Иными словами, спрашивается, если высшая цель   существование, исполненность в бытии, то что же может означать постмодерн? Постмодерн, или постмодернизм, напоминает мне крик дерзких варваров, ворвавшихся в Рим, не удостоившихся ни римского правосознания, ни - уже и - родного страха перед скромностью жизни. И потому могущих и лаять, и самих себя распинать (не заслуживших, чтобы их другие распяли), только бы не оказаться вне вниманья публики, жаждущей хлеба и ╚крови╩ 
 Иначе говоря:
 Чеслав Милош, могущий свет от тьмы отличить,
 И петь безразличным эхом дня,
 И в туманах безразличья их лечить,
 Как врач-колдун ядом огня, -
 Скажи, какие снились грезы намедни,
 Какие слезы проливались во время обедни,
 И сокрушались обо всех...
 И, как фонарь известной печали,
 Светили всем впотьмах...
 Дабы первородный грех обнажить
 И слыть стариком, подвязывающим помидоры,
 Которому нечего нажить
 Кроме своей духовной агоры...
 Ольга Роленгоф 
 
 *имеется в виду Нобелевская лекция Бродского
Пермские новости
Ольга Роленгоф