|  
      04.07.200013:52
 | 185 лет со дня рождения Павла Андреевича Федотова 
 Вот что написано о великом нашем эивописце в энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
 Федотов  (Павел  Андреевич)   -   высокоталантливый   рисовальщик   и
живописец, родоначальник юмористического жанра в русской  живописи,  сын
очень бедного чиновника, бывшего воина  Екатерининских  времен,  род.  в
Москве 22 июня 1815 г (старого стиля - РП). Одиннадцати лет от
роду, не получив почти никакой научной подготовки, он был определен  в 
воспитанники  1-го  московского кадетского  корпуса,   в   котором   не
замедлил   своими блестящими способностями, успешностью в ученье и
образцовым поведением обратить  на себя внимание начальства и превзойти
всех своих товарищей. В 1830 г.  он был сделан унтер-офицером, в 1833
г. произведен в фельдфебели и  в  1833 г. окончил курс первым учеником,
причем его имя, по заведенному  обычаю, внесено на почетную мраморную
доску в актовом зале  корпуса.  Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии 
финляндский  полк,  Ф.  переселился  в  СПб. -десь, несмотря на
соблазны к рассеянной жизни, представляемые столицею, на  развлечения 
в  кругу  добрых  товарищей  и  на  строгие  требования тогдашней
фронтовой и казарменной службы, он  умел  находить  время  для своего
любимого занятия - рисования, способность к которому выказалась у него
еще раньше и в классных рисунках, и в  схожих  портретах  корпусных
однокашников и начальников,  и  в  забавных  карикатурах  на  них,  и 
в чертежах всякого рода, которыми он испещрял свои учебные  тетради. 
Года чрез три-четыре службы в полку, молодой офицер начал  посещать 
вечерние рисовальные классы  академии  худож.,  где,  усердно  рисуя  с
гипсовых моделей глаза, носы, уши, "следки" и пр., старался строже
изучить  формы человеческого тела и сделать  свою  руку  более 
свободною  и  послушною передаче видимой природы. С этою же целью,
дома, в свободные  от  службы часы, он, сверх рисования придуманных
жанровых  сцен  и  подмеченных  на улице типов, упражнялся в
портретировании своих сослуживцев и  знакомых, карандашом и
акварельными красками. Эти  портреты  всегда  бывали  очень похожими,
но особенно хорошо изучил Ф. черты  лица  и  фигуру  вел.  кн. Михаила
Павловича, изображения которого, выходившие  из-под  его  кисти, охотно
покупались продавцами картин и эстампов. Летом 1837  г.,  великий
князь, возвратившись в СПб. из поездки заграницу  для  леченья, 
посетил красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили
его  шумною овацией. Пораженный живописностью происшедшей при этом
сцены, Ф.  уселся за работу и всего в  три  месяца  окончил  большую 
акварельную  картину "Встреча великого князя", в  которой,  кроме 
портрета  его  высочества, помещены  портреты  многих  из  участников  
торжества.   Картина   была представлена  великому  князю,  который 
пожаловал  за   нее   художнику бриллиантовый перстень.  Этою 
наградою,  по  словам  Ф.,  "окончательно припечаталось в его  душе 
артистическое  самолюбие"...
А потом были "Сватовство майора", Разборчивая невеста", "Первое утро обманутого молодого",
в общем, все то, что вошло в золотой фонд русской культуры.
 
 
 |