Глобальная роботизированная сеть МАСТЕР МГУ
some text

Глобальная роботизированная сеть мониторинга ближнего и дальнего космического пространства МАСТЕР МГУ создана под руководством профессора Липунова В.М. учеными Московского университета (ПНР 3.12) для открытия и исследования:
процессов, сопровождающих образование черных дыр и нейтронных звезд - гамма-всплесков, самых мощных взрывов во Вселенной (Nature, APJ, MNRAS),
слияние нейтронных звезд и черных дыр,регистрируемое гравитационно-волновыми обсерваториями LIGO/VIRGO (Nature, APJL, APJ, MNRAS, NewA, NewAR,УФН)
а также термоядерных вспышкек на белых карликах (Новые и карликовые новые звезды),
вспышек ядер галактик и квазаров - свечение плазмы вблизи сверхмассивных чёрных дыр,
и транзиентов пока еще неизвестной природы (явление выхода ударных волн на поверхность предсверхновых, и др.).

Попутно МАСТЕР решает и прикладные задачи современной астрономии - в полностью автоматическом режиме открывает потенциально-опасные астероиды и кометы (C/2015 K1 MASTER, C/2015 G2 MASTER, COMET C/2016 N4 MASTER ).

Роботизированные телескопы - это не просто автоматически наводящиеся телескопы по заданной программе. Это телескопы, способные автономно выбирать стратегию обзора неба, обрабатывающие огромные потоки информации (в сети МАСТЕР ежесуточный поток информации измеряется терабайтами) в режиме реального времени. Российские телескопы-роботы МАСТЕР расположены сейчас под Благовещенском (МАСТЕР-Амур на базе обсерватории Благовещенского педагогического университета), под Иркутском (МАСТЕР-Тунка на астрофизическом полигоне ИГУ-МГУ), на Урале (МАСТЕР-Урал - Коуровская обсерватория Уральского Федерального Университета), под Кисловодском (МАСТЕР-Кисловодск) на Кавказской Горной Обсерватории МГУ, в Крымской астрономической станции МГУ (МАСТЕР-Таврида), в Аргентине (MASTER-OAFA), Южной Африке (MASTER-SAAO) и на Канарских островах (MASTER-IAC).

Сеть МАСТЕР является одной из самых эффективных систем мониторинга космических взрывов в мире: за 2016-2017гг вышли 20 статей в журналах Nature, APJL, APJ, MNRAS и др. и свыше 200 электронных циркуляров по наблюдениям квадратов-ошибок LIGO/VIRGO, IceCube, ANTARES, Swift, Fermi, etc. За последние несколько лет телескопами МАСТЕР обнаружены 1500 вспышек, расположенных на расстояниях от нескольких сотен световых лет до миллиарда световых лет, открыты несколько потенциально опасных астероидов и комета МАСТЕР.

Крупнейшие наземные и космические телескопы мира проводят спектральные исследования открываемых на МАСТЕР объектов: 10.4м телескоп GCT (Большой Канарский Телескоп, Испания), 10-м телескоп SALT (ЮАР), 8-метровые телескопы VLT(Чили,ESO) и GEMINI (Гавайи, США),9.2-м HET (США),6-м БТА САО РАН (Россия), 4.2-м WHT (Канары, Испания), 3.6-м NTT(ESO, Chile), орбитальные гамма-обсерватории SPITZER, SWIFT и FERMI, 2.2-м HCT (Индия), 2.1-м Guillermo Haro (Мексика), 1.8-м Сopernico telescope (Италия), 1.5-м Fred Lawrence Whipple (США) и др.

Поскольку проект инновационный и охватывает широкий спектр современных технологий, проект поддержан тремя технологическими платформами: Национальная космическая технологическая платформа; Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение; Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа.

some textsome text