Lipunov V.M., V.Kornilov, A.Kuznetsov, O.Gress, P.Balanutsa, K.Zhirkov, E.Gorbovskoy, N.Tiurina, A.Chasovnikov, V.Topolev, D.Vlasenko, V.Senik (Lomonosov MSU),
N.M.Budnev (ISU), D.A.H.Buckley (SAAO), R.Rebolo,M. Serra-Ricart (IAC),C.Francile, R. Podesta, F.Podesta (OAFA),
V. Yurkov, A.Gabovich(BSPU), V.Vladimirov, V.Chazov, D.Zimnukhov, D. Kuvshinov, V.Grinshpun, E.Minkina, A.Sosnovsky (Lomonosov MSU),
A.Tlatov, D.Dormidontov (Kislovodsk Solar Station)

Глобальная роботизированная сеть МАСТЕР МГУ
some text

Глобальная роботизированная сеть мониторинга ближнего и дальнего космического пространства МАСТЕР МГУ создана под руководством профессора Липунова В.М. учеными Московского университета (ПНР 3.12) для открытия и исследования процессов, сопровождающих:
образование черных дыр - гамма-всплесков, самых мощных взрывов во Вселенной (Nature, APJ, MNRAS),
слияние нейтронных звезд и черных дыр,регистрируемое гравитационно-волновыми обсерваториями LIGO/VIRGO (Nature, APJL, APJ, MNRAS, NewA, NewAR,УФН)
термоядерные вспышки на белых карликах (Новые и карликовые новые звезды),
вспышки ядер галактик и квазаров - свечение плазмы вблизи сверхмассивных чёрных дыр,
и транзиентов пока еще неизвестной природы (явление выхода ударных волн на поверхность предсверхновых, и др.).

Попутно МАСТЕР решает и прикладные задачи современной астрономии - в полностью автоматическом режиме открывает потенциально-опасные астероиды и кометы (C/2015 K1 MASTER, C/2015 G2 MASTER, COMET C/2016 N4 MASTER ).

Ключевые особенности:
идентичное приемное оборудование каждой обсерватории МАСТЕР,
распределение по долготам и широтам Земного шара (8 обсерваторий к 2018г.), обеспечивающее быстрое наведение (десятки градусов в секунду) по целеуказанию, и
собственное программное обеспечение обработки широкопольных изображений в режиме реального времени (1-2 мин после считывания с матрицы) c выделением новых (или вспыхивающих) объектов.
Каждая обсерватория МАСТЕР - это двойной широкопольный (2x4 кв.град.) цветной (BVRI+PP) поляризационный роботизированный телескоп.

Роботизированные телескопы - это не просто автоматически наводящиеся телескопы по заданной программе. Это телескопы, способные автономно выбирать стратегию обзора неба, обрабатывающие огромные потоки информации (в сети МАСТЕР ежесуточный поток информации измеряется терабайтами) в режиме реального времени. Российские телескопы-роботы МАСТЕР расположены сейчас под Благовещенском (МАСТЕР-Амур на базе обсерватории Благовещенского педагогического университета), под Иркутском (МАСТЕР-Тунка на астрофизическом полигоне ИГУ-МГУ), на Урале (МАСТЕР-Урал - Коуровская обсерватория Уральского Федерального Университета), под Кисловодском (МАСТЕР-Кисловодск) на Кавказской Горной Обсерватории МГУ, в Крымской астрономической станции МГУ (МАСТЕР-Таврида), в Аргентине (MASTER-OAFA), Южной Африке (MASTER-SAAO) и на Канарских островах (MASTER-IAC) [1-21].

Сеть МАСТЕР является одной из самых эффективных систем мониторинга космических взрывов в мире: за 2016-2017гг вышли 20 статей в журналах Nature, APJL, APJ, MNRAS и др. и свыше 200 электронных циркуляров по наблюдениям квадратов-ошибок LIGO/VIRGO, IceCube, ANTARES, Swift, Fermi, etc. За последние несколько лет телескопами МАСТЕР обнаружены 3500 вспышек, расположенных на расстояниях от нескольких сотен световых лет до миллиарда световых лет, открыты несколько потенциально опасных астероидов и кометы МАСТЕР, то есть в полностью автоматическом режиме открыты:
кометы COMET C/2015 G2 (MASTER), COMET C/2015 K1 (MASTER), COMET C/2016 N4 (MASTER), COMET C/2020 F5 (MASTER), COMET C/2021 K2 (MASTER) и потенциально опасные астероиды
MASTER hazard Asteroid 2013 UG1 , MASTER hazard Asteroid 2013 SW24, MASTER discovered HAZARD ASTEROID 2014 EL45 MASTER rediscovered hazard Asteroid 1998 SU4 (потерянный в МПЦ к моменту обнаружения МАСТЕРом,ошибка определения его координат в МПЦ составляла 70 градусов), MASTER hazard Asteroid 2014 UR116 MASTER HAZARD Asteroid 2011 QG21, MASTER HAZARD Asteroid 2015 UM67).

Крупнейшие наземные и космические телескопы мира проводят спектральные исследования открываемых на МАСТЕР объектов: 10.4м телескоп GCT (Большой Канарский Телескоп, Испания), 10-м телескоп SALT (ЮАР), 8-метровые телескопы VLT(Чили,ESO) и GEMINI (Гавайи, США),9.2-м HET (США),6-м БТА САО РАН (Россия), 4.2-м WHT (Канары, Испания), 3.6-м NTT(ESO, Chile), орбитальные гамма-обсерватории SPITZER, SWIFT и FERMI, 2.2-м HCT (Индия), 2.1-м Guillermo Haro (Мексика), 1.8-м Сopernico telescope (Италия), 1.5-м Fred Lawrence Whipple (США) и др.

Соавторы МАСТЕРа :
Lipunov V.M.(1,2), V.Kornilov (1,2), N.M. Budnev (4), O.Gress(1,4), E.Gorbovskoy (2), K.Zhirkov (1,2), D.A.H.Buckley (3), R.Rebolo (5),M. Serra-Ricart (5), R. Podesta(9,10), N .Tyurina (2), Yu.Sergienko(8), V. Yurkov, A.Gabovich(2,8), P.Balanutsa2, I.Gorbunov2, D.Vlasenko1,2, V.Topolev1, A.Kuznetsov(2), V.Vladimirov(2), A. Chasovnikov(1), D. Kuvshinov1,2, V.Grinshpun1,2, E.Minkina 1,2, S.I.Svertilov2,6 , C. Lopez9, F. Podesta9, H.Levato10, A. Tlatov11
1 M.V.Lomonosov Moscow State University, Physics Department, Leninskie gory,GSP-1, Moscow, 119991, Russia;
2.M.V.Lomonosov Moscow State University, SAI, Universitetsky pr., 13, Moscow,119234, Russia;
3 South African Astrophysical Observatory, PO Box 9, 7935 Observatory, Cape Town, South Africa;
4 Irkutsk State University, Applied Physics Institute, 20, Gagarin blvd,664003, Irkutsk, Russia;
5 Instituto de Astrofisica de Canarias Via Lactea, s/n E38205 - La Laguna(Tenerife), Spain;
6 Lomonosov Moscow State University, Skobeltsyn Institute of NuclearPhysics, Moscow 119234, Russia;
7 Institute for Nuclear Research of RAS, Moscow 117312, Russia;
8 Blagoveschensk State Pedagogical University, Lenin str., 104,Blagoveschensk 675000, Russia;
9 Observatorio Astronomico Felix Aguilar(OAFA), Avda Benavides s/n,Rivadavia, El Leonsito, Argentina;
10 San Juan National University, Casilla de Correo 49, 5400 San Juan,Argentina;
11 Kislovodsk Solar Station of the Pulkovo Observatory RAS, P.O.Box 45, ul.Gagarina 100, Kislovodsk 357700,Russia

Эффективность МАСТЕРа обусловлена следующими ключевыми факторами: распределенность по земному шару идентичного приемного оборудования, полностью роботизированный процесс наблюдений, полностью роботизированный процесс получения алертов (целеуказааний) и съемки нужных координат (с отождествлением всех объектов на каждом изображении и выделением новых), распределения площадок для наблюдений между всеми обсерваториями МАСТЕР на текущий и ближайший момент с учетом факторов видимости площадки над горизонтом в момент прихода алерта, в ближайшее время, с учетом полученного предела на изображении, с учетом наличия алертов гамма-всплесков (приоритет у Swift, Fermi-LAT, MAXI, INTEGRAL, полностью попадающими в поле одного снимка МАСТЕРа). Использование идентичного оборудования позволяет обеспечить непрерывные наблюдения оптических двойников гамма-всплесков и других транзиентных явлений в единой фотометрической системе. Объединение фотометрических данных в центральную базу данных способствует быстроте анализа транзиентов, наблюдавшихся на разных обсерваториях роботизированной сети МАСТЕР - это уже испытанный и отлаженный астрономический процесс.

Глобальная сеть МАСТЕР МГУ и гамма-всплески
Все телескопы Глобальной сети МАСТЕР работают 365(366) дней в году 24ч, в дневное время обеспечивая анализ, в ночное – обеспечивая оперативность проведения алертных, инспекционных наблюдений и собственного обзора небa. Обработка изображений ведется за время мЕньшее следующей экспозиции (т.н.режим реального времени). Благодаря перечисленным особенностям мы можем получать непрерывную кривую блеска интересующих объектов, а также проводить именно ранние наблюдения оптического излучения источников гамма-всплесков.
Среди достижений МАСТЕРа - обнаружение поляризации собственного оптического излучения гамма-всплесков [Troja et al. 2017]
обнаружение оптических источников гамма-всплесков на больших полях ошибок, например, FERMI-GBM GRB (Lipunov, Gorosabel et al.2016), когда размеры областей ошибок определения координат источника гаммадетектором достигают нескольких десятков квадратных градусов;
МАСТЕР регулярно опережает по скорости наведения и получения первых изображений и рентгеновский детектор Swift-XRT и оптический телескоп Swift-UVOT обсерватории Swift, в частности для гамма-всплеска GRB161017A, т.е. лидером ранних наблюдений (т.е. начавшихся максимально близко к моменту триггера) гамма-всплесков стала российская Глобальная сеть МАСТЕР МГУ, телескопы-роботы которой в настоящее время установлены в девяти пунктах Северного и Южного полушарий.
МАСТЕР принципиально состоит из идентичных телескопов, а именно: быстрый двойной широкопольный цветной (с разработанныым Корниловым В.Г. фотометром [62] c набором широкополосных фильтров BVRI (Johnson/Bessel) и поляроидов).

Глобальная сеть МАСТЕР МГУ и гравитационно-волновая астрономия в эпохи O1,O2,O3 регистрации событий LIGO/Virgo
Благодаря правильно выбранному распределению обсерваторий МАСТЕРа по земному шару и ключевым особенностям телескопов-роботов МАСТЕР, нам удалось достичь больших успехов: провести инспекционные наблюдения всех гравитационно-волновые полей ошибок во время О1, О2, О3 эпох работы aLIGO и LIGO/Virgo детекторов, при этом МАСТЕР внёс решающий вклад в оптическую поддержку первого гравитационно-волнового события GW 150914, осмотрев большую часть вероятной области ошибок, в том числе открыв Сверхновые звезды;
а 17 августа 2017 года МАСТЕР в числе 6-ти телескопов осуществил первую в истории локализацию гравитационных волн, получив ранние снимки Килоновой GW 170817, что позволило впервые определить постоянную Хаббла по гравитационно-волновому сигналу от сливающихся нейтронных звезд.

Глобальная сеть МАСТЕР МГУ и нейтринная астрономия.
С началом работы нейтринных экспериментов ANTARES и IceCube в астрофизике началась новая эра многоканальной астрономии - нейтринная астрономия, которая вместе с гравитационноволновой открывает совершенно новые возможности в исследовании Вселенной. Ведущую роль в оптической поддержке этих экспериментов играет Глобальная сеть телескопов-роботов МГУ МАСТЕР.

Глобальная сеть телескопов-роботов МАСТЕР МГУ [1-21]) на данный момент является единственной развитой и работающей (публикующей ежедневно циркуляры о проводимых наблюдениях) сетью телескопов, расположенных в Северном и Южном полушариях [1-30], способной проводить алертные (по целеуказанию непосредственно после триггера), инспекционные (с использованием своего планировщика, распределяющего между соседними обсерваториями МАСТЕР задачи получить изображения больших полей ошибок) и объединенных общей задачей [5-9] исследования транзиентных явлений во Вселенной в режиме реального времени. Ключевые особенности телескопов-роботов Глобальной сети МАСТЕР – идентичное приемное оборудование в 9 пунктах сети, географическая распределенность по Земному шару (Рис.1.1, Рис.1.2), собственное программное обеспечение обработки широкопольных изображений в режиме реального времени (1-2 минуты после считывания с приемника)с полной идентификацией всех объектов и выделением новых, единый единый центр принятия стратегических решений, централизованное объединение баз данных изображений и результатов наблюдений всех телескопов сети МАСТЕР, что дает возможность проводить наблюдения одного объекта (целеуказания) до 24 часов в сутки в одной фотометрической системе и увеличивает эффективность исследования больших областей распределения вероятности местонахождения источника алертов (например, тысячи квадратных градусов полей ошибок LIGO/Virgo). Каждая обсерватория МАСТЕР - это двойной широкопольный (2x4 квадратных градуса - основной оптический канал и 800 квадратных градусов - сверхширокопольный оптический канал) цветной (BVRI+PP) поляризационный роботизированный телескоп.

Непрерывная круглосуточная работа всех телескопов Глобальной сети МАСТЕР, обработка наблюдений в режиме реального времени и доступ по интернету к результатам в любой момент времени дают возможность непрерывного сопровождения целеуказания. Это позволяет нам, группе МАСТЕР при активном участии автора диссертации,проводить именно ранние наблюдения оптического излучения гамма-всплесков и открывать их оптические источники, это позволило обнаружить поляризации их собственного оптического излучения (статья в соавторстве с диссертантом в Nature [10]), исследовать гравитационно-волновые события, детектируемые LIGO/Virgo (МАСТЕР внес наибольший вклад в оптическую поддуржк первого GW150914 [11, 12] и всех событий О1, О2, О3 LIGO/Virgo [13], независимо открыл Килоновую на месте слияния нейтронных звезд GW170817 [14, 15], благодаря чему стало возможным независимое определение постоянной Хаббла (статья в соавторстве с диссертантом в Nature [16]), внести наибольший вклад в оптическую поддержку нейтринного мультиплета IceCube IC160217 [17], обнаружить и получить самые ранние изображения десятков оптических источников гамма-всплесков [18], исследовать больше 200 полей ошибок (областей вероятности нахождения источника) источников нейтрино сверхвысоких энергий [19, 20], регистрируемых детекторами ANTARES и IсeCube, обнаружить впервые переменность поляризации оптического излучения V404 [25, 26], получить доказательства связи блазара и нейтринного события IC170922 [27] и др.

Богатый опыт обнаружения оптических транзиентов (ОТ) [28, 29, 30] позволяет на широкопольных изображениях МАСТЕР в режиме реального времени автоматически выделять астрофизичсекие источники высоких энергий, например, оптические источники гамма-всплесков, зарегистрированных орбитальными детекторами с большой координатной неопределенностью, например, Fermi-GBM [31] или LIGO/Virgo [32], когда размеры квадратов ошибок достигают нескольких десятков, сотен или тысяч квадратных градусов. МАСТЕР регулярно опережает по скорости наведения и получения первых изображений и рентгеновский детектор Swift-XRT, и оптический телескоп Swift-UVOT обсерватории Swift [33], а большие поля ошибок Fermi-GBM (не связанные напрямую с источниками гравитационных волн, детектируемыми LIGO/Virgo), исследует и обнаруживает оптический источник в подавляющем большинстве случаев только МАСТЕР.
К нейтринной астрономии относятся вопросы регистрации космических нейтрино [34, 35, 36]. Нейтрино, благодаря их чрезвычайно слабому взаимодействию со средой, в отличие от космических лучей, способны сохранить траекторию от источника ускорения частиц. Источниками космических лучей для энергий, превышающих 1019 эВ, могут быть активные ядра галактик, гамма-всплески, а для более низких энергий - вспышки сверхновых, пульсары или микроквазары. Среди действующих нейтринных обсерваторий – это расположенный в Средиземном море ANTARES, вблизи Южного полюса IceCube, на озере Байкал с 2015 году начал работу первый кластер глубоководного нейтринного телескопа BaikalGVD. А в 2014 году в Средиземном море началось строительство крупномасштабного нейтринного детектора KM3NeT. Основным фоном для нейтринных детекторов являются атмосферные нейтрино, возникающие при взаимодействии космических лучей с атмосферой Земли. Поэтому астрофизические нейтрино наблюдаются из противоположного полушария, где Земля выступает в качестве фильтра для атмосферных нейтрино. Обнаружение возможного электромагнитного двойника осложняется большой позиционной неточностью, угловое разрешение IceCube оценивается в один угловой градус. Вокруг нейтринных обсерваторий развернута широкомасштабная программа обнаружения электромагнитных двойников, в которой задействованы как наземные, так и космические обсерватории [36, 37]. МАСТЕР активно участвует в программе обнаружения оптических двойников, инспектируя поле ошибок нейтринных событий, регистрируемых детекторами IceCube и ANTARES/KM3Net.
СПИСОК ключевых публикаций МАСТЕРа
1. Lipunov V., Kornilov V., Gorbovskoy E., Shatskij N., Kuvshinov D., Tyurina N., et al. “Master Robotic Net” //
Advances in Astronomy. – 2010. – Vol.2010. – ID349171. – DOI:10.1155/2010/349171 https://arxiv.org/abs/0907.0827.
2. Kornilov V. G., Lipunov V., Gorbovskoy E. et al. "Robotic optical telescopes global network MASTER II. Equipment, structure, algorithms" // Experimental Astronomy. – 2012 – Vol.33. – №1. – p.173.
3. Lipunov V. M., Kornilov V. G., Zhirkov K. et al. “ MASTER Real Time Multimessage Observations of High Energy Phenomena“ // Universe. – 2022. – Vol.8. – p.271.
4. Lipunov V., Kornilov V., Gorbovskoy E., Tiurina N., Kuznetsov A., Balanutsa P., Chazov V., Gress O., Kuvshinov D., Vladimirov V., Buckley D., Rebolo R., Serra-Ricart M., Podesta R., Levato H., Budnev N., Ivanov K., Tlatov A., Gabovich A., Yurkov V. "MASTER Global Robotic Net: new sites, new result" // Revista Mexicana de Astronomia y Astrofisica Conference Series. – 2018. – Vol.48. –p.42.
5. Липунов В.М., Владимиров В.В., Горбовской Е.С., Кузнецов А.С.,Зимнухов Д.С., Балануца П.В., Корнилов В.Г., Тюрина Н.В., Гресс О.А.,Власенко Д.М., Габович А.М., Юрков В.В., Кувшинов Д.А., Сеник В.А., “Концепция многофункционального астрономического комплекса и динамически интегрированной базы данных в применении к многоканальным наблюдениям Глобальной Сети МАСТЕР” // Астрономический журнал. – 2019. – T.96. – №4. – c.288.
6. Gorbovskoy E. S., Lipunov V. M., Kornilov V. G., et al. “The MASTER-II network of robotic optical telescopes. First results“ // Astronomy Reports. –2013. – Vol.57. – p.233.
10. E.Troja, V. Lipunov, et al. O.Gress. et al.“Significant and variable linear polarization during the prompt optical flash of GRB 160625B“ // Nature. – 2017. – Vol.547. – p.425.
11. Lipunov V.M., Kornilov V., Gorbovskoy E., Buckley D.A.H., Tiurina N., Balanutsa P., Kuznetsov A., Greiner J., Vladimirov V., Vlasenko D., Chazov V., Kuvshinov D., Gabovich A., Potter S.B., Kniazev A., Crawford S., Rebolo Lopez R., Serra-Ricart M., Israelian G., Lodieu N., Gress O., et al. "First gravitational-wave burst GW150914: MASTER optical follow-up observations" // Monthly Noticies of The Royal Astronomical Society. – 2017. – Vol.465. – p.3656 https://arxiv.org/abs/1605.01607
12. Abbott B. P., Abbott R., Abbott T. D., et al. "Localization and Broadband Follow-up of the Gravitational-wave Transient GW150914" // The Astrophysical Journal Letters. – 2016. – Vol.826. – №1. – L13 https://arxiv.org/abs/1602.08492.
13. Lipunov V., Kornilov V., Vlasenko D., Tiurina N., Gorbovskoy E., Gress O. et al. "Optical Transients Found by MASTER during the Observation of LIGO/VIRGO S200219ac Gravitational-wave Event" // Research Notes of the AAS. – 2020. – Vol.4. – №11. – p.194.
14. Lipunov V. M., Gorbovskoy E., et al. "MASTER Optical Detection of the First LIGO/Virgo Neutron Star Binary Merger GW170817" // The Astrophysical Journal Letters. – 2017, – Vol.850. – №1. – L1.
15. Abbott B. P., Abbott R., Abbott T. D., et al. "Multi-messenger Observations of a Binary Neutron Star Merger" // The Astrophysical Journal Letters. – 2017. – Vol.848. – №2. – L12. [Электронный ресурс]. – 2017.
16. Abbott B. P., Abbott R., Abbott T. D., et al., "A gravitational-wave standard siren measurement of the Hubble constant" // Nature. – 2017. – Vol.551. – p.85
17. Aartsen M., et al., Master Collaboration: Lipunov V., Gorbovskoy E., Tiurina N.V., Balanutsa P.V., Kuznetsov A., Kornilov V.G., Chazov V., Budnev N.M., Gress O.A. et al. "Multiwavelength follow-up of a rare IceCube neutrino multiplet" // Astronomy and Astrophysics. – 2017. – Vol.607A. – p.115
18.Gorbovskoy E. S. search by orcid, Lipunov V. M., Buckley D. A. H., Kornilov V. G., Balanutsa P. V., Tyurina N. V., Kuznetsov A. S., Kuvshinov D. A., Gorbunov I. A., Vlasenko D., Popova E., Chazov V. V., Potter S., Kotze M., Kniazev A. Y. Gress O. A., Budnev N. M., et al. “Early polarization observations of the optical emission of gamma-ray bursts: GRB 150301B and GRB 150413A” // MNRAS. – 2016. –V. 455, 3, - C.3312
19. Lipunov V., Kornilov V., Gorbovskoy E., Tiurina N., Kuznetsov A., Balanutsa P., Chazov V., Gress O., Kuvshinov D., Vladimirov V., Buckley D., Rebolo R., Serra-Ricart M., Podesta R., Levato H., Budnev N., Ivanov K., Tlatov A., Gabovich A., Yurkov V. "MASTER Global Robotic Net: new sites, new result" // Revista Mexicana de Astronomia y Astrofisica Conference Series. – 2018. – Vol.48. – p.42.
20. Gress O.A., Lipunov V.M., Dornic D., Gorbovskoy E.S., Kornilov V.G., и др. "MASTER Investigation of ANTARES and IceCube Alerts" // Revista Mexicana de Astronomia y Astrofisica Conference Series. – 2019. – Vol.51. – p.89.
21. Lipunov V., Krylov A., Kornilov V.et al.2004,Astronomische Nachrichten, 325,580 "MASTER: The Mobile Astronomical System of Telescope-Robots."
22. Sadovnichy, V. A.; Panasyuk, M. I.; Svertilov, . I.; Lipunov, V. M. и др. “Prompt and Followup Multiwavelengt Observation of the GRB 161017A” //Astrophysical Journal. – 2018 – T.861. – C.48.
23. Lipunov, V. M., Blinnikov, ., et al., "MASTER OT J004207.99+405501.1/ M31LRN 2015 luminous red nova in M31: discovery, light curve, hydrodynamic and evolution"// Monthly Notice of the Royal Astronomical Society, –2017 Т.470, 23392350
24. Lipunov V., Kornilov V. et al. . “ Optical Observation Reveal Strong Evidence for High Energy Progenitor” // 2020, The Astrophysical Journal Letters, 896, (2), L19 1
25. Lipunov V. M., Gorbovskoy E., Kornilov V., Krushinskiy V., Vlasenko D., Tiurina N., Balanutsa P., Kuznetsov A., Budnev N., Gress O., et al., "MASTER Optical Polarization Variability Detection in the Microquasar V404 Cyg/GS 2023+33" // The Astrophysical Journal. – 2016. – Vol.833. –№2. – p.198.
26. Lipunov V. M., Kuznetsov A., et al., "V404 CYG/GS 2023+338: Monitoring in the Optical with Robotic Telescopes of the MASTER Global Network during the 2015 Superburst" // Astronomy Reports. – 2019. –Vol.63. – p.534.
27. Lipunov V.M., Kornilov V.G., Zhirkov K., Gorbovskoy E., et al. "Optical Observations Reveal Strong Evidence for High-energy Neutrino Progenitor" // Astrophysical Journal Letters. – 2020. – Vol.896. – L19.
28. Gorbovskoy E. S., Lipunova G. V., Lipunov V. M., et al. “Prompt, early and afterglow optical observations of five γ-ray bursts: GRB 100901A, GRB 100902A, GRB 100905A, GRB 100906A and GRB 101020A“ \\ Monthly Notices of the Royal Astronomical Society. – 2012. – Vol.421. – №3. –p.1874.
29. Lipunov V., Simakov S., Gorbovskoy E., Vlasenko D. “Smooth Optical Self-similar Emission of Gamma-Ray Bursts” // The Astrophysical Journal. – 2017. – Vol.845. – №1. – p.52.
30. Ershova O. A., Lipunov V. M., Gorbovskoy E. S., Tyurina N. V., Kornilov V. G., Zimnukhov D. S., Gabovich A., Gress O. A., et al. “Early Optical Observations of Gamma-Ray Bursts Compared with Their Gamma- and XRay Characteristics Using a MASTER Global Network of Robotic Telescopes from Lomonosov Moscow State University” // Astronomy Reports. – 2020. – Vol.64. – p.126.

Список защищенных кандидатских диссертаций по проекту:
1. Белинский А.А.Робот-телескоп МАСТЕР: система автоматической обработки изображений и результаты наблюдений некоторых транзиентных объектов Кандидатская диссертация по специальности 01.03.02 (2008).
2. Горбовской E. “Исследования собственного излучения гамма-всплесков при помощи сети телескопов-роботов МАСТЕР” // Кандидатская диссертация по специальности 01.03.02 (2012).
3. Пружинская М.Сверхновые звёзды, гамма-всплески и ускоренное расширение Вселенной. Кандидатская диссертация по специальности 01.03.02 (2014).
4. Кузнецов А.С. “Создание динамически интегрированной базы данных роботизированной сети МАСТЕР и мониторинг исторической вспышки микроквазара V404 Cyg/2023+338 2015 года“ // Кандидатская диссертация по специальности 01.03.02 (2019).
5. Владимиров В. “Создание центра оперативного контроля телескопов Глобальной сети МАСТЕР и исследование некоторых астрофизических транзиентов” // Кандидатская диссертация по специальности 01.03.02 (2019).
6. Зимнухов Д.В. Создание интерактивных инструментов анализа астрономических данных для исследования быстропеременных и движущихся объектов на телескопах-роботах Глобальной сети МАСТЕР
7. Горбунов И.А. Некоторые результаты роботизации многоканальных исследований Глобальной сети МАСТЕР (МГУ2021)

Поскольку проект инновационный и охватывает широкий спектр современных технологий, проект поддержан тремя технологическими платформами: Национальная космическая технологическая платформа; Технологии мехатроники, встраиваемых систем управления, радиочастотной идентификации и роботостроение; Национальная суперкомпьютерная технологическая платформа.

some textsome text