|  
      06.08.200112:56
 | 145 лет со дня рождения Аполлинария Васнецова 
    ВАСНЕЦОВ Аполлинарий Михайлович (1856, с. Рябовo Вятской губ. - 1933, Москва) - художник.
    Род. в многодетной семье священника. В 1866 - 1872 В. учился в Вятском духовном уч-ще, т.к.
    дети священников обучались там бесплатно и это был единственный способ небогатой семьи дать
    детям образование. В 13 лет В. остался сиротой, но страсть к рисованию, проявившаяся очень рано,
    и пример старшего брата В.А. Васнецова позволили ему безошибочно определить свое призвание.
    Первым его учителем был Э.Ф. Андриолли, живописец, сосланный в Вятку за участие в польском
    восстании 1863. В. вспоминал его всю жизнь с благодарностью "не только за его уроки рисования,
    но и за то стремление к честности, свободе и справедливости", к-рые заложил в нем этот человек. В
    1872 В. переехал в Петербург, где под руководством брата готовился к поступлению в Академию
    художеств и познакомился с И.Н. Крамским, И.Е. Репиным, В.В. Стасовым и др. передвижниками.
    В 1875 вернулся в Вятку для сдачи экзаменов за курс реального уч-ща, чтобы иметь право на
    поступление в академию, но подружился с сосланным Ф.Ф. Павленковым, для к-рого
    иллюстрировал книжки, увлекся народническими идеями. Сдав экзамен на звание учителя, уехал в
    с. Быстрину Орловской губ., рассчитывая посвятить жизнь просвещению народа. Убедившись на
    собственном опыте в несостоятельности теорий народничества, в 1878 В. уехал в Москву, к брату, с
    тем чтобы заниматься только искусством. Много работая, В. выставлял свои произведения на
    выставках передвижников. В 1883 пейзаж В. "Серый денек" приобрел для своей галереи 17. М.
    Третьяков. В 1880 - 1890 В. много путешествовал по Северу я Уралу. Художник М.В. Нестеров
    писал о созданных В. в это время работах: "Аполлинарий был поэт-романтик. Никто, кроме него,
    так ярко не изобразил ландшафт моей родины, быстрых уральских рек, сибирской тайги". В 1898 он
    отправился во Францию, Италию и Германию знакомиться с искусством этих стран и продолжал
    много работать. В 1903 В. был избран действительным членом Академии художеств. Его полотна
    "Кама", "Тайга", "Северный край", "Озеро" свидетельствуют о ярком таланте пейзажиста. В конце
    XIX - нач. XX в. В. создал полотна и рисунки, посвященные истории Москвы. К этим работам его
    подтолкнуло не только любование "башнями, стенами и соборами", но и получение заказов на
    создание эскизов декораций для Большого театра в Москве и Мариинского театра в Петербурге.
    А.Н. Бенуа писал о его исторических картинах: "Его виды старой Москвы, являющиеся в научном
    отношении очень верными иллюстрациями, драгоценны и в чисто художественном отношении". В.
    приобрел известность как ученый-археолог и искусствовед: в 1900 стал членом Комиссии по
    сохранению древних памятников при Моск. археологическом обществе, к-рое под разными
    названиями существовало до 1930; в 1918 - -1929 В. был председателем Комиссии по изучению
    старой Москвы. В последние годы жизни писал пейзажи. Последняя картина "Шум старого парка"
    (1926) - -романтически грустный пейзаж, как бы подводящий итог непростой судьбы художника.
    После его смерти в 1933 в Третьяковской галерее состоялась посмертная выставка его работ. 
 
 ХРОНОС
  |