09.07.2002 02:35 |
Если пулеметы заговорили в кино.. Я обещал познакомиться с текстами Цивьяна, так как подозревал, что сомнительные моменты не заставят себя ждать. И почти немедленно наткнулся в сети на цитату из <Словаря культуры ХХ в.> В. Руднева (стр. 130), который, в свою очередь, цитирует текст Лотмана и Цивьяна (Лотман Ю. М., Цивьян Ю. Г. Диалог с экраном. - Таллин, 1994.):
<Ю. М. Лотман и Ю. Г. Цивьян в своей книге о К[иноискусстве]. приводят пример из фильма Л. Андерсона <Если...>, <где темой является внутренний мир подростков, обучающихся в колледже, и желания и мысли того или иного героя даются вперемежку и без каких-либо знаков, отличающих одни куски от других. [...] Например, когда подростки располагаются на крыше с пулеметами, готовясь открыть стрельбу по прибывшим на воскресное свидание и картинно идущим цепью по лужку родителям, зритель должен находиться внутри иронической стилистики режиссера и понимать, что перед тем, что он видит, он должен мысленно поставить <если>.(выделено мной, Y)
Не ставится <если> внутри этой <иронической стилистики>. Почему - известно всему миру, слишком много пуль выпущено подростками в Америке. Это, может быть, и не самый яркий, но весьма отчетливый пример того, как современное искусство, которое, в данном случае, и к дешевому отнести нельзя, провоцирует людей, подталкивает их к насилию, потому только, что так <видится> автору фильма, таковы его эстетические потребности. Все та же духовная катарракта застит глаза и критикам, не видящим здесь ничего, кроме собственной своей игры в <знаки> и в <стилистику>.
Забвение основ человеческой морали, выработанных веками и оплаченных многими жертвами, ради побрякушек наукообразной болтовни, ради сиюминутной тусовочной моды, антигуманно.
Все эти откровения, вроде бисексуальности героев Эйзенштейна или <если> применительно к пулеметам, в итоге обращаются в пропаганду разврата и насилия, какими бы высокими словами все это не украшать.
Это очень серьезно, и неизвестно, какими еще бедами откликнется в будущем, если мы будем позволять себе либерально причмокивать над очередными упражнениями съемщиков жилплощади в башнях из слоновой кости, которые, возможно, скоро примутся за <эстетическое> оправдание пыток или педофилии.
В заключение, я хотел бы обратиться к Серегею Сергеевичу Гречишкину. Я знаю о том, что в Ваших кругах имена Лотмана, да и Цивьяна, почитаются, все связано в искусствоведении, и ничего не имею против Вашего к ним отношения. Действительно, оба довольно интересно пишут о киноискусстве, этого у них не отнимешь.
Мы с Вами читаем разные строчки. И, если разобраться, не Цивьян устроил ту вакханалию, что происходит сегодня вокруг искусства, он, возможно, просто одна из жертв больного двадцатого столетия, не ведающая, что творит.
|